Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Человечество вступило в новую эпоху, которая характеризуется дестабилизацией окружающей среды, вызванной потребительским отношением самого человека к природе, низким уровнем экологической культуры населения. Для благополучного существования цивилизации необходимы разумный подход и нравственное отношение к природе, где важным звеном является экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте знания об окружающей среде превращаются в убеждения о ценности природы, ребенка учат способности адекватно взаимодействовать с ней, что затем перерастает в потребности среды.
В ФГОС ДОО акцентирует внимание на острой необходимости экологического воспитания, формирования экологической культуры, осознания ценности экологически-целесообразного, здорового и безопасного образа непрерывного экологического, здоровье сберегающего образования, а также «формирование у детей готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны, как в общем аспекте, так и региона в частности». [23]
Проблемы экологического воспитания и экологической культуры разработаны в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других.
Методические основы воспитания экологической культуры дошкольников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно, поэтому, так важен в экологическом воспитании этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются [6].
Игры-путешествия как средство формирования экологической культуры дошкольников становятся все более популярными в образовательных учреждениях. Игра-путешествие, выступающая средством экологического воспитания, предусматривает организацию и руководство игровой деятельностью дошкольников со стороны воспитателя ДОО, решает задачи познания окружающей действительности, закрепление и расширение сформированных представлений в процессе организации экологического воспитания. В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, важно начинать прививать экологическую культуру с самого раннего возраста. Дошкольный возраст является идеальным периодом для формирования базовых представлений о природе и окружающей среде [23].
Вместе с тем, анализ педагогической литературы, опыт работы педагогов свидетельствуют о том, что игры-путешествия как средство экологического воспитания старших дошкольников не нашел пока должного обоснования в практике работы современного ДОО. Данное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, заключающуюся в необходимости совершенствовать деятельность воспитателя по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством игр путешествий.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра-путешествие как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. (либо игра-путешествие как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста - уточним у зав. кафедрой)
В связи с этим противоречием сформулирована цель нашего исследования – изучение возможностей игр-путешествий для формирования экологической культуры у старших дошкольников. (либо: изучение возможностей игр-путешествий для формирования экологической культуры у старших дошкольников - уточним у зав. кафедрой)
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть педагогические аспекты формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть особенности организации игр-путешествий в процессе формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Определить исходный уровень сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать серию технологических карт игр-путешествий, направленных на формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и провести частичную апробацию.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы; анализ понятийно–терминологического аппарата; беседы; наблюдение; педагогический эксперимент; статистический анализ и педагогическая интерпретация экспериментальных данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
1.1. Педагогические аспекты формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В научно-методической литературе феномен «экологическая культура» рассматривается с различных точек зрения. Исследованиями данного феномена занимались такие ученые как: А Б. Бахарева, О. Н. Коган, И. О. Дотолева, Г. Е. Дулатова, О. В. Скиф и др.
В науку впервые данный термин ввел советский культуролог Л. Н. Коган, считающий, что именно культура позволяет устойчиво развиваться существованию человечества. Исходя из такого подхода «экологическая культура» является новым уровнем культурного развития, ориентированным на оптимальные механизмы взаимодействия с природой [10].
Утверждения А.С. Бахаревой дополняют указанное выше определение «экологической культуры», добавляя, что она создает условия переживания наслаждения и восторга, при направлении усилий человека по пути охраны природы [2, с. 56].
В психолого-педагогической литературе, в частности в исследованиях И. О. Дотолевой, Г. Е. Дулатовой, О. В. Скиф и др., выделяются различные трактовки понятия «экологическая культура», однако в данных исследованиях делается акцент на составляющие данного понятия «экология» и «культура».
Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания [20].
Л. А. Скороход считает, что культура – это своеобразная сумма деятельности разума человечества, которая объединяет позитивные стороны и противоположна негативным проявлениям человеческой деятельности [21].
Опираясь на исследования А. Б. Бахарева, С. Н. Глазачев и др. Г. Е. Дулатова экологическую культуру определяет в качестве показателя уровня нравственного воспитания личности, отличающейся бережным и доброжелательным отношением к окружающей ее среде, с чувством ответственности перед будущими поколениями в отношении сохранения природы, осознающей себя частью природы [6, с. 98].
О.В. Скиф рассматривает термин «экологическая культура» в качестве интегрированного личностного образования, включающим следующие взаимосвязанные компоненты:
экологическое мышление (установление причинно-следственных связей возникновения проблем в экологии и их анализ, прогноз экологических последствий от деятельности человека);
экологическое отношение (эмоционально-чувственное общение и познание мира природы);
экологическая деятельность (сохранное природоиспользование) [19].
Таким образом, экологическая культура является сложным личностным образованием, основанным на теоретических экологических знаниях, экологическом сознании личности и практической экологической деятельности. В свою очередь степень сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов определяет уровень экологической культуры человека.
В исследованиях О.А. Кошелевой, С.И. Коуровой, О.В. Скиф отмечается, что формирование экологической культуры закладывается в дошкольном возрасте, который является первой ступенью становления человеческой личности. Авторы подчеркивают, что главная цель сформировать экологическую культуру у дошкольников, а экологическая культура в дошкольном возрасте — это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии.
Обращаясь к нормативным документам, регламентирующих деятельность педагогов в области формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста следует отметить, что данный вопрос рассматривается в разных образовательных областях.
Так Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяется, что:
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в области особенностей природы и ее сохранения.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы [23, с. 6].
Также в ФГОС ДО отмечаются следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
дошкольник обладает начальными знаниями о природном мире [23, с. 21].
Уточнить из фоп по возрасту
Компоненты экологической культуры по О. В. Скиф
Цели и содержание работы по формированию компонентов экологической культуры в ФОП ДО (старший дошкольный возраст)
экологическое мышление;
установление причинно-следственных связей возникновения проблем в экологии и их анализ, прогноз экологических последствий от деятельности человека
экологическое отношение;
эмоционально-чувственное общение и познание мира природы
экологическая деятельность
сохранное природоиспользование
Л.А. Ситак, Т.И. Семенович формирование основ экологической культуры определяют становлением правильного и осознанного отношения к природе, к людям, к духовным и материальным ценностям, к самому себе, к ценности здоровья и жизни [18].
По мнению А.Н. Каюровой, Л.В. Кудриной, В.Ф. Поповой элементы экологической культуры складываются при взаимодействии детей с окружающим их предметно-природным миром [9].
Ознакомление дошкольников с конкретными примерами жизни животных и растений по мнению Л.А. Ситак [18] и Т.А. Хвант [25] способствует формированию первоначальных экологических представлений.
При выращивании растений дети, как считает О.И. Гончарова, познают характер потребностей этих растений во внешних компонентах на каждой стадии развития и роста, также происходит и с животными [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева, Т. Т. Природа как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста / Т. Т. Андреева, Ю. В. Олексийовец // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей ХIII Международного научно-практического семинара, Барановичи, 21–22 апреля 2022 года. – Барановичи: Учреждение образования Барановичский государственный университет, 2022. – С. 66-68.
Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей. — Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2007. — 63 с.
Гладкова, Ю.А. Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. - ч. 1. - с. 178.
Гончарова, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 12-14.
Дотолева, И. О. Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3.
Дулатова, Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99
Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
Казаручик, Г. Н. Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников / Г. Н. Казаручик // Мир детства и образование : Сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ, Магнитогорск, 25 мая 2015 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2015. – С. 42-46.
Каюрова, А. Н., Кудрина Л. В., Попова В. Ф. Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012
Коган, Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург, 1993. — 81 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002. 336 с.
Поварова О.М. Основы экологии / О.М. Поварова. – Томск: Изд-во Педагогика, 2019. 188 с.
Поданева, Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // МНКО. - 2018. - №4 (71). – c. 86-91
Понамарева, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 64-68.
Примерная, основная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Национальное образование, 2016.- 88с.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310
Свалова, Е. В. Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 49-51.
Ситак, Л.А., Семенович Т.И. Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста // Гуманитарный научный журнал. – 2017. № 1. С. 64-67
Скиф, О. В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. – 2018. - ч. 17. - № 1 (35). - с. 60-68
Скоростинская, А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон. Научн. Журн. 2018. № 13(33). – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/33/114646
Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245.
Умархаджиева, С. Р. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 88-90
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2019. – 32 с.
Хабибулина, И. З. Дидактические игры как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста / И. З. Хабибулина, Э. Р. Нафикова // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии : Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, Смоленск, 28 октября 2019 года. – Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2019. – С. 34-37.
Хвант, Т.А. Экологические основы природопользования. - М: Юрайт, 2019. — 253 с.
Щетинина, Ю. А. Игровые технологии в экологическом образовании / Ю. А. Щетинина // От экологического образования к экологии будущего : Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, Москва, 30 октября – 01 2019 года / Под общей редакцией В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 1615-1625.